законодательство
А есть ли основание для таких претензий, строго говоря? Ведь пользователь в какой-то момент добровольно совершил некое действие, обеспечившее ему место пострадавшего в цепочке (относительно короткого номера 6296). Именно этой позиции и придерживаются операторы связи, когда возмущенный потерей денег абонент начинает искать правду.
Ответ – да, есть
И называется это федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О связи».
В нём статья 2 основного закона дополнена подпунктом 34.1, определяющим, что же такое «контентные услуги».
Это определение законодатель сделал максимально общим, практически подогнав под него всё, что не собственно связь. Т.е. если пользователь с помощью телефона и через каналы оператора связи получает, цитата,
…справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию…», получает возможность «… участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях…,
То он, пользователь, получает контентную услугу. А она в свою очередь, будучи предоставлена с участием третьих лиц, попадает под дополнение пунктом 5 статьи 44 ФЗ «О связи», где прописывается механизм защиты потребителя путём:
- во-первых, возможности создания по его желанию отдельного счёта для оплаты только контентных услуг;
- во-вторых, требование о получении явного согласия на получения такого рода услуг;
- в третьих – об исчерпывающем, включая цены и наименования поставщиков, информировании об этих услугах до получения согласия.
Еще одно дополнение, установленное 229-ФЗ, в пункт 5 статьи 54 основного закона, гласит, что услуги предоставленные с нарушением чего бы то ни было из сказанного выше, оплате не подлежат. И наконец, статья 68 главного связистского закона дополнена пунктом 8, прямо указывающим об ответственности оператора за исполнение статьи 44 (см. выше).
Подытожим законодательную информацию, спроецировав прописанные в ней права и обязанности на практическую сторону жизни.
Если пользователь осознанно желает стать потребителем контент-услуг, то можно обезопасить свой счёт для оплаты связи, заявив о намерении открыть отдельный контент-счёт для покрытия расходов на мобильные подписки и смс с коротких номеров. При его исчерпании средства, предназначенные для обычных разговоров и SMS, не пострадают.
У операторов связи «билайн» и «TELE2» такое действие автоматизировано, и осуществляется путем направления USSD-запроса, *110*5062# и *160# соответственно. Для пополнения, ознакомления с балансом также предусмотрены наборы команд.
«Мегафон» и «мтс» требуют очной явки в офис и предъявление паспорта, и надо понимать что не зависимо от способа волеизъявления, сам факт открытия счета подтверждает добровольное согласие на получение контент-услуг, и строго говоря делает необязательным уже информирование о подробностях (в т.ч. и цене) той же мобильной подписки.
Подключение и управление
При активации услуги все абоненты автоматически принимают соглашение на использование сервиса. Если абонент находится на территории другой страны, то звонки по сервисным номерам недоступны. При отправке СМС в роуминге с баланса списывается плата за сообщения согласно действующему тарифному плану.
Для активации необходимо использовать один из методов:
- Через личный кабинет на сайте Билайна. Сначала проводится регистрация и авторизация. Авторизовавшись в системе надо зайти в раздел с услугами, выбрать «Астрологический портал» и нажать кнопку активации. Аналогичные действия проводится при наличии мобильного приложения «Мой Билайн» на смартфоне или планшете.
- Активацию могут сделать операторы службы поддержки. Для этого нужно позвонить по номеру 0611, попросить сотрудника включить услугу. Когда пользователь назовет паспортные данные, оператор подключит сервис.
- Если предыдущие методы не подходят, нужно обратиться в салон Билайн, где менеджеры все сделают сами и расскажут основные возможности и правила использования опции.
Подключение бесплатное, занимает до 15 минут.
Опция «Привет»
Данная услуга является аналогом всем известного «Гудка», заменяющего стандартные гудки при дозвоне к абоненту на различные мелодии, шутки или даже собственные аудиозаписи. Билайном даже запущен соответствующий портал, на котором можно прослушать и выбрать доступные мелодии для установки на гудок.
Управлять опцией можно так:
- Набор номера 0770 для активации;
- Звонок по номеру 0674090070 – для отключения.
Как платные услуги активируются?
По сути, такое навязывание совершенно ненужных услуг является просто очередным способом выманивания ваших денег, потому как всю интересующую информацию и в большем объеме и в лучшей обстановке можно отыскать в интернете самостоятельно. И самое плохое то, что создатель этих подписок вроде, как и законы не нарушает. Он же спрашивает ваше мнение, но при этом все максимально упрощено, чтобы сам процесс подключения был максимально незаметным.
Мы же с вами адекватные люди, поэтому не будем подавать в суд, а просто отключим все услуги. Более того, сам разработчик программных средств для этого мобильного оператора представляет возможность полностью отключить платную подписку. Что сделано для усиления веры в том, что никто ничего не навязывает, просто надо внимательнее читать тексты на экране, которые зачастую написаны в такой форме, что сразу и не поймешь, что они вам втюхивают совершенно ненужную услугу.
Кроме стандартного SMS для подключения, также научились использовать push-оповещения. Они, по крайней мере, бесплатны на любом тарифном плане. Хоть тут сделали шаг в сторону пользователей.
Одним из самых изощренных методов «втюхивания» платных подписок является интернет. Стоит вам только открыть браузер и ввести любой запрос, как перед вами всплывет левая страница с предложением и кнопкой «Продолжить» в самом низу. Притом текст может только косвенно касаться самой услуги. После нажатия стартовал счетчик, который вам будет начислять по 35 руб. каждый день.
И самое интересное начинается с того момента, когда вы захотите выяснить у техподдержки, куда же постоянно деваются деньги с вашего счета. Ответ будет прост, вы подключили услугу или кто-то это сделал для вас. Она имеется, мы вам информацию отсылаем – платите!
Рекомендуем: Банк Раунд Мегафон — как отключить услугу?